Сергей Репьёв (sergey_repiov) wrote in ru_animation,
Сергей Репьёв
sergey_repiov
ru_animation

Евгений Мигунов. Доживём до "понедельника"

Евгений Тихонович Мигунов



27.02.1921 — 01.01.2004



Карикатура для журнала "Крокодил"

Биография:

Евгений Тихонович Мигунов родился в Москве 27 февраля 1921 года в семье служащего. В 1928 году поступил в школу № 12 Хамовнического района Москвы, затем вместе с наиболее успевающими учениками был переведен в Московскую Опытно-показательную школу им. Лепешинского (№ 32). После ее окончания в 1938 году учился в изостудии, работал по договорам, занимался на курсах по подготовке в ВУЗ при Московском кожевенном институте. В 1939 году поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, в мастерскую И.П.Иванова-Вано. Во время сдачи вступительных экзаменов познакомился с А.П.Сазоновым, оказавшим большое влияние на становление Мигунова-художника и ставшего его соавтором. В конце июля 1941 года вместе со студентами и преподавателями ВГИКа Мигунов, несмотря на нездоровье, записался добровольцем в ряды Народного ополчения Ростокинского района и попал в места боев в район г. Вязьмы, откуда учащихся института к 1 сентября отозвали обратно в Москву для продолжения учебы. Осенью 1941 года Мигунов возобновил обучение, проходил производственную практику на киностудии "Союзмультфильм" в группе И.П.Иванова-Вано (работал над политплакатом "Кухня вранья" в качестве художника-мультипликатора и декоратора). Принимал участие в эвакуации студии в Самарканд. В конце ноября вместе с институтом эвакуируется в Алма-Ату, где заканчивает обучение и в 1943 году получает из рук С.М.Эйзенштейна диплом художника-режиссера мультипликационного фильма. Дипломная работа Мигунова - разработка собственного сценария "Давайте посмеемся".



Карикатура для журнала "Крокодил"

В 1943 году Мигунов возвращается в Москву и зачисляется на постоянную работу на киностудию "Союзмультфильм". Немного работает как художник-мультипликатор, около года возглавляет цех прорисовки. Как художник-постановщик первые работы делает совместно с А.П.Сазоновым - завершение картины И.П.Иванова-Вано "Краденое солнце", работа над фильмами "Зимняя сказка" И.П.Иванова-Вано, "Пропавшая грамота" сестер Брумберг, "Песенка радости" М.С.Пащенко (первый советский рисованный фильм, награжденный на международном фестивале). С 1946 года Мигунов работает самостоятельно. Сотрудничает с режиссерами В.Г.Сутеевым ("Веселый огород"), Б.П.Дежкиным и Г.Ф.Филипповым (типажи к фильмам "Слон и муравей" без указания в титрах и "Кто первый?"), А.В.Ивановым ("Квартет", "Чемпион", "Полкан и Шавка", "Дедушка и внучек", "Трубка и медведь"), Л.А.Амальриком и В.И.Полковниковым ("Волшебный магазин"), М.С.Пащенко ("Когда зажигаются елки", совместно с В.Д.Дегтяревым, "Лесные путешественники"), И.П.Ивановым-Вано (короткометражный фильм "Песня о дружбе").



Карикатура для журнала "Крокодил"

С 1953 года перешел к самостоятельной режиссерской работе. Стоял у истоков возобновления производства кукольных фильмов (режиссерский дебют - "Карандаш и Клякса - веселые охотники"). Во всех своих режиссерских работах выполнял функции художника-постановщика, а часто - и сценариста. Картина "Карандаш и Клякса..." фактически явилась первым в истории "Союзмультфильма" авторским фильмом. Снял рисованные ленты "Это что за птица?", "Знакомые картинки" (с участием Аркадия Райкина), "Ровно в три пятнадцать..." (совместно с Б.П.Дежкиным). Снимался в эпизодических ролях в кино, создавал титры и оформление ряда игровых фильмов. В самом начале работы над фильмом "Маяковский - по бюрократам" (в ноябре 1960 года) был уволен со студии по причине "невозможности дальнейшего использования" (фактически - из-за кризиса отношений с начальником сценарного отдела Н.И.Родионовым и директором-временщиком К.П.Фроловым) и вынужден был прекратить работу в мультипликации. По некоторым данным, в 1963 году участвовал в создании одного из номеров киножурнала "Фитиль". Периодически оформлял журнал «Советский экран».



Карикатура для журнала "Крокодил"

С 1961 по 1966 год работал по договору в редакции журнала "Крокодил", редактировал серию брошюр "Библиотека Крокодила", разработав стилистику ее типового оформления, макетировал и оформлял журнальные рубрики, вскоре стал выступать как карикатурист, в этом качестве сотрудничал с журналом вплоть до 1987 года. С 1953 года работал в детской книге (не считая совместного с А.П.Сазоновым участия в оформлении первого сборника сценариев «Фильмы-сказки» в 1950 году), со второй половины 1950-х до конца 1970-х годов - в журнале "Веселые картинки". С начала 1960-х годов - карикатурист и оформитель в "Литературной газете" а также газетах "Правда", "Советская культура", "Вечерняя Москва" и других. Принимал участие в иллюстрировании детских журналов "Мурзилка", "Пионер", некоторых сборников и др. В детской журнальной графике создавал рисунки к произведениям Ш.Перро, С.Михалкова, В.Драгунского, Л.Лагина, Г.Цыферова и других, часто обращался к форме комикса ("рассказа в картинках"), для «Веселых картинок» сделал большое количество красочных обложек-«массовок» с изображением героев «Клуба веселых человечков». Сотрудничал с издательствами "Малыш", "Детгиз" ("Детская литература"), "Молодая гвардия", "Московский рабочий", "Искусство" и прочими. В 1966 году перенес тяжелую операцию (ампутация ноги), после чего полностью перешел к договорной работе на дому.



Среди авторов, чьи книги иллюстрировал Мигунов, - Н.Носов, Е.Пермяк, В.Маяковский, Э.Мошковская, А.Шманкевич, Ю.Третьяков, С.Медынский, Г.Мамлин, М.Тарловский, Ю.Качаев, В.Лифшиц, Э.Руссо, Э.Киселева, М.Разумневич, Б.Шаховский, А.Мартынов, Н.Лесков.





Иллюстрации к повести Николая Носова "Дружок"

Наибольшую популярность имеют иллюстрации Мигунова к произведениям А. и Б.Стругацких ("Понедельник начинается в субботу", "Сказка о Тройке", "Парень из преисподней"), Е.Велтистова ("Электроник - мальчик из чемодана", "Рэсси - неуловимый друг", "Победитель невозможного", "Новые приключения Электроника", «Золотые весла времени, или Уйди-уйди»), Кира Булычева ("Девочка с Земли", "Сто лет тому вперед" и др.), Ф.Кривина (сборники "Вещие вещи", "Вокруг капусты", "Полусказки", "Калейдоскоп", «Карманная школа»).





Иллюстрации к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Понедельник начинается в субботу"

В серии "Библиотека Крокодила" Мигуновым были оформлены сборники Н.Старшинова, А.Раскина, М.Владимова, В.Масса, А.Карасева и С.Ревзина, С.Швецова и др.
В плакате, карикатуре, иллюстрации и др. областях творчества Мигунов часто применял коллажирование, аппликацию и другие нестандартные технологии. Многие детские книги, журнальные иллюстрации и плакаты Мигунов снабжал собственными стихотворными текстами ("0:0", "Зимние забавы", "Почему утенок гадкий?" и другие). Неоднократно выступал как оформитель книжных обложек («Витя Малеев в школе и дома» Н.Носова, «Рисованный и кукольный фильм» С.Гинзбурга).



Карикатура для журнала "Крокодил"

Мигунов создал известные детские диафильмы: "Чиполлино" (в двух частях), "Дядя Степа", "Дядя Степа - милиционер", "Мель-карамель", "Красная Шапочка", "Три поросенка", "Мое сочинение", "Робот, которому захотелось спать", "Почтальон и поросенок", "Птичий рынок" ("Смешинка №4") и другие. Самостоятельно перерабатывал и дописывал сценарии четырехчастного диафильма по сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города" (выпущено две серии из четырех: "Элли спасает Страшилу" и "Злая волшебница Бастинда"). В диафильме "Леса-чудеса" вновь применил коллажирование с использованием необычных фактур, диафильмы "Ищи ветра в поле" и "Три медведя" выполнил в технике полуобъемной (барельефной) иллюстрации с применением специального освещения. Участвовал в создании серии диафильмов "Мурашкина геометрия".



Карикатура для журнала "Крокодил"

Мигунов - автор ряда шаржей и художественных поздравлений к юбилеям деятелей искусства, друзей, коллег, близких, к иным праздничным датам. На "Союзмультфильме" успешно оформлял праздничные интерьеры студии и Дома Кино, уличные демонстрации, прославился как мастер розыгрыша.
Е.Т.Мигунов был награжден орденом Отечественной войны II-й степени, медалями и нагрудными знаками: "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "В память 800-летия Москвы", «70 лет Вооруженных сил СССР", "Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "Народное Ополчение Москвы 1941 г.", "50 лет победы в Великой Отечественной войне" и другими. Выступал в прессе с материалами, посвященными одноклассникам по школе МОПШК и однополчанам-сокурсникам.
В 1983 году Мигунов отмечен Золотой медалью за участие в международной выставке "Сатира в борьбе за мир". В 1987 году состоялась персональная выставка работ Е.Т.Мигунова в фойе кинотеатра "Фитиль", тогда же вышел его авторский сборник в серии "Мастера советской карикатуры".



Карикатура для журнала "Крокодил"

В 1990-е годы был занят работой по иллюстрированию нескольких серийных изданий произведений Кира Булычева для издательств "Культура", "Хронос", "Армада". Всего Мигуновым проиллюстрировано около 26 повестей из цикла о приключениях девочки Алисы (не считая рассказов), сборники рассказов из серии "Великий Гусляр", а также восемь самостоятельных повестей и подборка стихотворений Кира Булычева. Для издательства "Армада" Мигунов иллюстрировал также произведения А.Саломатова. Мигунов был инициатором нескольких произведений Булычева ("Гость в кувшине", "Алиса в Гусляре") и его имя даже упоминается не только в предисловиях, но и в текстах фантастических повестей. Остались неизданными иллюстрации Мигунова к "Сказке о курносом слоненке" Э.Фауса и задуманная им детская книжка «Забавный алфавит».



Карикатура для журнала "Крокодил"

С 1999 года осуществляется фрагментарная публикация воспоминаний Е.Т.Мигунова и отрывков из его эссе об эстетике условных искусств. В основном публикуемые фрагменты относятся к работе Мигунова в анимационном кино. Они изданы в Каталогах-альманахах Тарусского (с 2002 года - Суздальского) Открытого российского фестиваля анимационного кино, в журналах "Кинограф", "Киноведческие записки" и некоторых других. Тем не менее большая часть мемуарных записей, которые Мигунов вел в тетрадях под общим названием "О, об и про..." в 1979-2000 годах, (с литературными "портретами" кинематографистов, карикатуристов, актеров, писателей и других замечательных людей) остаются неопубликованными, как и его эссе о карикатуре ("Рисованное лекарство"), шарже ("Портреты в квадрате"), анимационном кино ("Где живет Баба-Яга?"), вопросах иллюстрирования фантастики, юмористической литературы и прочем. Всего же литературное наследие Мигунова занимает более 35 тетрадей "О, об и про..." (не считая отдельных эссе, перепечатанных автором, сценарных разработок, дневников, переписки и беллетристики - шуточных стихотворений и прозаических текстов).
С 1999 года Мигунов после нескольких инсультов был лишен возможности продолжения работы. Незадолго до этого он готовился к иллюстрированию произведений И.Ильфа и Е.Петрова ("Двенадцать стульев" и "Золотой теленок") и М.Булгакова ("Мастер и Маргарита"). Скончался 1 января 2004 года. Прах Е.Т.Мигунова похоронен на Миусском кладбище Москвы.

Составил Георгий Бородин (опубликовано в сокращении)




"...ДЕЛАТЬ ВЕЩИ СОВЕРШЕННО НЕВЕРОЯТНЫЕ"

"...- Восприятие фантастической повести Гоголя "Ночь перед Рождеством" с самого начала было основано на недоразумении, ошибке первого же ее иллюстратора. Дело в том, что художник Пичугин прочитал повесть поверхностно, потому у него и получились поверхностные иллюстрации. Он прочитал у Гоголя о том, что там-де ведьма вылетает на помеле из трубы, и когда повесть печаталась еще в журнальном варианте, в виньетке ничтоже сумняшеся он и нарисовал завлекательную картинку: там и ведьма действительно вылетает на помеле, и черт где-то рядом... Между тем художник совершенно не отдавал себе отчета, что смысл повести не в этой чертовщине, а совершен но в другом. Не в том смысл "Ночи перед Рождеством", что Вакула на черте летал в Петербург, а в том, что в рассказе Рудого Панька как бы в шутке овеществляется метафора - черт его понес в далекий Петербург, когда он мог и так жениться на Оксане!"



Иллюстрация к русским народным сказкам

Именно с Гоголя, а точнее - с ответственного отношения художника-иллюстратора к своему делу (что проявилось и в рисунках к "Ночи перед Рождеством") у нас и начался разговор с известным художником, иллюстра-тором многих книг, в том числе и фантастических, Евгением Тихоновичем МИГУНОВЫМ. Любители НФ литературы хорошо знают Мигунова по рисункам к повести, братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу", к произведениям Кира Булычева, Евгения Велтистова и других.

- Насколько я знаю, читателям, любителям фантастики нравятся Ваши работы. А авторам? Самим писателям?

- Как будто они хорошо ко мне относились и относятся, не ненавидят меня и никаких претензий не высказывают. Обычно авторы были настолько измотаны и счастливы, что наконец-то прошли все рогатки редактуры и цензурщины, что были полуобморочно согласны на все - лишь бы увидеть свой текст изданным. Наверное, поэтому они отказывались от каких бы то ни было критических замечаний. Я не думаю, что мои иллюстрации безукоризненны, но авторы очень благожелательно относились к тому, что я им давал. Впрочем, часто бывает так: литератор пишет и не видит перед собой зрительного образа, образ существует для него словесно, а для меня любое словесное выражение всегда несет зрительный образ. В то же время понимаешь: иллюстратор, который неточно поймет литератора, может безнадежно исказить его замысел... Вообще же с писателями приходится контактировать редко, то есть, в редких случаях мы дружим или разговариваем. Правда, с Евгением Велтистовым у меня были более близкие контакты, со Стругацкими - чисто производственные: две-три встречи. ...И Кир Булычев тоже не был против моих иллюстраций, они ему нравились, и даже когда Качановы. делался мультфильм "Тайна Третьей планеты", меня пригласили художником, делать типажи. Я им сказал, что по здоровью не гожусь уже на это, и тем не менее они воспользовались моими типажами из "Алисы".



Иллюстрации к повестям Кира Булычёва "Алиса в Гусляре" и "Алиса в стране фантазий"

- Насколько я знаю, к каждой НФ книге у вас был индивидуальный подход. Скажем, к повести Стругацких - один подход, а повести Булычева требовали несколько иной манеры...

- Да, книги Булычева "Девочка с Земли" и "Сто лет тому вперед" отличались, конечно, от "Понедельника..." Стругацких. Это были веселые и безответственные нахальные космические и земные приключения Алисы и Коли - ребят из разных эпох. Никакого "научного" физического обоснования происходящему, конечно, не давалось. По существу, это была сказка, но сказка, устремленная в будущее. Юмор, возникающий из столкновения бытовых и моральных стереотипов настоящего и будущего, столкновения разных эпох позволял так же легко и бездумно фантазировать художнику, что я растерялся от свободы выбора и не смог в максимальной мере воспользоваться предоставленной мне возможностью. Конечно, книга выигрывала от нескрываемой забавной лжи, подкрепленной моим добросовестным лжесвидетельством с соблюдением правдоподобия в деталях и физическом действии. Рисунки были выполнены в облегченной контурно-штриховой манере...

Иллюстрация к повести Е.Велтистова "Рэсси - неуловимый друг"

- А повести Е. Велтистова об Электронике?

- Трилогию Велтистова, построенную на очень серьезном познавательном материале и содержащую в себе множество актуальных проблем НТР, важных для развития современных научных знаний у школьников, мне пришлось адаптировать к восприятию юного читателя.

- Как Вы считаете, быть иллюстратором научной фантастики - это призвание?

- Что касается меня, то я по профессии художник-мультипликатор, закончил ВГИК. Здесь профессия художника близка с профессией иллюстратора фантастических произведений. Иногда приходится иллюстрировать чертовщину - в буквальном смысле слова, иногда приходилось делать вещи, совершенно невероятные с точки зрения обыкновенного художника-реалиста. Поэтому в фантастике я чувствовал себя довольно свободно.



Беседовал с художником Д. АНДРЕЕВ
© 1989
Железнодорожник Поволжья (Саратов).- 1989.- 20 дек.


Специально для old_crocodile
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments